Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
ХАШИМ ИБН АБД МАНАФ
1
Наш господин Ибрахим - Мир Ему, жил вместе с родственниками на земле Палестины. Всевышний Аллах - Хвала Ему, повелел Ибрахиму взять свою жену Хаджар с сыном Исмаилом и отправиться с ними в Хиджаз. Там он должен был оставить жену и сына в пустынном месте, где раскинулась сейчас Мекка. Аллах хотел сделать из детей Исмаила великий народ. Наш господин Ибрахим подчинился повелению Аллаха, отправился с женой и сыном в Хиджаз и оставил их там в безжизненном и безводном месте. Затем он вернулся в Палестину.
Исмаил был младенцем. Почувствовав жажду, он попросил у матери напиться. Вода, которая была у них, закончилась. Мать оставила ребенка в пустыне и побежала искать воду.
Однако никакой воды она не нашла и, грустная и озабоченная, вернулась туда, где оставила сына. Здесь она увидела, что Всевышний Аллах не забыл ее с сыном в этом засушливом месте и открыл источник воды в земле. Вода источника громко журчала, поэтому он был назван Замзам. Исмаил и Хаджар напились из источника и с тех пор жили рядом с ним.
Через некоторое время наш господин Ибрахим приехал навестить их. Аллах повелел Ибрахиму и Исмаилу вновь построить Каабу, где находилось первое святилище для поклонения людей Аллаху, которое ранее было разрушено. Ибрахим и Исмаил начали исполнять повеление Аллаха, взывая к нему: .О Владыка наш, воздвигни среди них Посланника из среды их".
Аллах повелел Ибрахиму оставить Хаджар и Исмаила в пустыне в силу мудрости, которая была известна Ему Одному. Он пообещал Ибрахиму, что приумножит детей его сына Исмаила. Было предопределено, что из рода Исмаила выйдет великий Посланник, который будет наставлять людей на путь истинный. Этим Посланником Аллаха стал Мухаммед Ибн Абдалла.
2
Мимо источника Замзам проходили караваны, запасаясь водой и отдыхая. Со временем здесь образовалась караванная стоянка, которая постепенно расширялась. В итоге здесь возник крупный торговый город, который был назван Мекка.
Род Исмаила настолько вырос, что от него начали отделяться племена. Самым известным из них было племя курайш. Вождь племени курайш оделял из своих средств и средств других богатых людей бедняков, которые со всех концов Аравии приезжали посетить Дом Аллаха. Оказание помощи беднякам и их кормление называлось .рифада". Вождь племени отвечал также за снабжение водой паломников, что называлось .сикайа". Если племя курайш начинало войну с другим племенем, то вождь вручал военачальнику боевое знамя, которое называлось .ал-лива". Эти три почетные обязанности (рифада, сикайа, лива) были атрибутами почета и власти. Их выполняло племя курайш, которое было самым богатым и знаменитым среди других арабских племен.
Шли годы. Источник Замзам постепенно забивался песком, пока не исчез совсем, причем никто уже даже не помнил, где он находился. Со временем арабы перестали поклоняться Аллаху и привезли из стран, в которые они совершали путешествия, идолов.
Эти идолы были установлены в Каабе, священном Доме Аллаха, и люди начали им поклоняться. Идолов в Каабе становилось все больше и больше, пока их число не достигло 360. В сезон паломничества арабы приезжали к идолам, возвеличивали их и совершали обряды поклонения. При этом они не догадывались, что Кааба была построена как святилище Единственного Аллаха.
3
Абд Манаф сидел дома. Его красивое лицо было отмечено печатью тревоги. Он был настолько красивым человеком, что его сравнивали с луной. При каждом звуке он беспокойно напрягался. Его жена рожала, и он очень хотел, чтобы этот ребенок был мальчиком и стал братом его первому сыну ал-Мутталибу.
Абд Манаф был сыном Кусайи вождя племени курайш. Все мужчины и женщины племени курайш вступали в брак только в доме Кусайи. Все решения по любому вопросу также принимались в его доме. Там же вручалось и боевое знамя. Кусайа оделял пищей бедных, принимал паломников и снабжал водой. Абд Манаф возмужал в уважаемом доме и получил соответствующее воспитание. Он вырос среди людей, которые очень не любили, когда у них рождались девочки, и, чтобы избежать позора, заживо закапывали их в землю. Абд Манаф очень боялся, что его жена родит девочку, и поэтому был страшно обеспокоен.
Наконец в комнату вошел вестник и сказал:
. Твоя жена родила двух близнецов мужского пола.
Абд Манаф обрадовался и потребовал, чтобы их ему показали. Когда их принесли, и он посмотрел на них, то пришел в изумление: близнецы оказались соединенными между собой. Пальцы одного из них приросли ко лбу другого. Привели человека, который мог разделить их. Когда пальцы одного отделили от лба другого, пошла кровь. Арабы считали это хорошим предзнаменованием и плохим. Когда пошла кровь, кто-то сказал:
. Будет между ними кровь.
Стоящие потупили головы. Как будто сама судьба произнесла свой приговор: между этими новорожденными будет вражда. Время подтвердило правильность этого предсказания.
Один из этих близнецов был Хашим, хотя отец назвал его Амром, а другой . Абд Шамс, у которого впоследствии родился Омейя. Между родами Хашима и Омейи произошли многочисленные войны. Однако при их рождении все это было покрыто мраком неизвестности.
4
Абд Манаф стал великим человеком в своем народе. Известными людьми стали также и его братья, за исключением Абд ал-Дара, который был очень слабым несмотря на то, что он был старшим сыном Кусайи. Кусайе хотелось, чтоб слабый Абд ал-Дар стал таким же почитаемым человеком, как и его братья. Поэтому Кусайа позвал его и сказал:
. Истинно, я воздвигну тебя в народе, и будешь ты возвеличен. Ни один человек не войдет в Каабу, пока ты не откроешь ее им. Боевое знамя племени Курайш будет вручаться только из твоих рук. Никто в Мекке не будет пить воду без твоего повеления. Только ты будешь оделять пищей паломников. Все дела племени будут решаться только в твоем доме.
Когда Кусайа умер, Абд ал-Дар начал давать разрешение вступить в Каабу, вручать боевое знамя, снабжать паломников пищей и водой.
5
Близнецы Умар и Абд Шамс возмужали, и о них стали говорить в народе. В одну из ночей они встретились со своим братом ал-Мутталибом. Речь на встрече шла о сыновьях Абд ал-Дара. Они сочли, что Кусайа обидел их, завещав Абд ал-Дару распределение пищи и воды, вручение боевого знамени и пропуск паломников в Каабу, после того как их отец руководил снабжением пищей и водой. Братья договорились отобрать почетные обязанности у рода Абд ал-Дара, считая себя и свой род более достойным и более благородным. Они потребовали у рода Абд ал-Дара передать эти обязанности им, но получили отказ. Тогда род Абд Манафа решил воевать с ними, чтобы силой отобрать свои права. Люди из рода Абд Манафа и их сторонники обнесли вокруг Каабы блюдо, наполненное благовониями, затем опустили в него руки и поклялись воевать до тех пор, пока не завоюют власть и господство.
Люди из рода Абд ал-Дара и их сторонники вынесли блюдо с кровью, опустили в него руки и торжественнообязались защищать свои права допуска в Каабу, раздачи пищи и воды паломникам.
Обе стороны изготовились к бою.
Затем они решили договориться мирным путем. Мир был достигнут на тех условиях, что род Абд Манафа получает право снабжения паломников водой и пищей, а род Абд ал-Дара оставляет за собой право допуска в Каабу, вручения боевого знамени и содержания совещательного дома, где решаются все общественные дела.
Амр Ибн Абд Манаф, будучи богатым человеком, начал руководить раздачей пищи и воды паломникам. Его брат-близнец Абд Шамс отправился в аш-Шам, так как любил путешествовать.
6
Амру стал вождем своего народа. В зимнее время года арабы уходили в теплую пустыню, спасаясь от холода, в поисках воды и пастбищ для верблюдов. Летом, спасаясь от жары, они откочевывали в районы с умеренным климатом.
Отметив для себя это обстоятельство, Амр решил организованно проводить эту миграцию, совмещая ее с коммерческими поездками. Для племени курайш были установлены два похода. Один из них зимой, когда караваны отправлялись в Йемен и Эфиопию, где тепло. Второй поход проводился летом в аш-Шам, где приятный климат и свежая ключевая вода.
Караванные пути в те времена не были безопасными. Купцы часто становились жертвами разбоя и грабежа. Амр решил обезопасить дороги и с этой целью отправился к царю в аш-Шам. Они договорились обеспечить безопасность караванных путей. Своего брата ал-Мутталиба Амр послал к эфиопскому негусу и химьярским королям, чтобы договориться о защите торговых путей. В его эпоху Мекка достигла расцвета и стала крупным торговым центром.
Один год у курайшитов выдался необыкновенно засушливым. Людям не стало даже хватать пищи, и они пришли к Амру. Он давал им то, что у него было, пока не кончились и его запасы. Голод, между тем усиливался все больше. Тогда Амру отправился в аш-Шам, где закупил много муки и сухарей. Вернувшись в Мекку, он был восторженно встречен населением. Тут же Амр начал раздавать пищу и хлеб, а также зарезал верблюда и приказал поварам приготовить его. Жители Мекки были накормлены. Курайшиты не забыли Амру его доброе дело и как он делил между ними сухари, разламывая их. Поэтому они назвали его Хашимом*. (*Хашим . лекс. значение .ломающий, разламывающий что-либо на куски, крошащий".)
7
У Абд Шамса родился сын, которого он назвал Омейя. Он рос в богатой семье и видел любовь народа к Хашиму. Чтобы народ полюбил и его, Омейя решил поступить подобным же образом. Он начал тратить деньги и кормить бедных, но сравняться с Хашимом так и не смог. Люди упрекали его, говоря:
. Ты что, пытаешься быть похожим на Хашима?! Куда тебе до него!
Омейя ругал Хашима и заявил, что он лучше него. Затем он потребовал у Хашима, чтобы они вместе пошли к кому-нибудь третьему, и он рассудит, кто из них лучше. По своему возрасту и положению Хашиму не хотелось этого делать, но Омейя настаивал на третейском суде. Хашиму не оставалось иного выхода, кроме как принять вызов с тем условием, что проигравший зарежет пятьдесят верблюдиц для раздачи мяса бедным, а затем на десять лет покинет Мекку. Омейя принял эти условия, и они нашли третейского судью.
Хашим с друзьями и Омейя с друзьями пришли к судье.
Увидев их, судья сказал:
. По достоинству и достижениям Хашим превосходит Омейю.
Одержав победу над Омейей, Хашим зарезал верблюда и накормил людей. Униженный Омейя отправился в аш-Шам. Это была первая ссора Хашима и Омейи. Омейе в голову не приходило, что из его потомков в аш-Шаме выйдет великий правитель. Это произойдет в результате миссии, с которой придет Мухаммед Ибн Абдалла из рода Хашима.
8
Во главе каравана Хашим вышел в летний поход, целью которого была торговля с аш-Шамом, а также взять ее товары для Йемена и Эфиопии, на рынках которых он собирался их продать. В пути он проезжал через Йасриб (Медина), где проходила ежегодная ярмарка. По этой причине Хашим остановился здесь.
Занимаясь куплей и продажей, на главном месте рынка он встретил красивую женщину, которая распоряжалась куплей и продажей своего товара. Посмотрев на нее, Хашим заметил, что она не только красива, но и решительна. Он разузнал, замужем ли она, и выяснил, что мужа у нее нет. Хашиму сказали, что она почитаема в своем народе и выйдет замуж только при условии сохранения за ней права распоряжаться своими делами и оставить мужа, если он ей разонравится. Хашим решил жениться на ней и посватался.
Дочь Амра Ибн Зайда Сальма узнала, что к ней сватается вождь племени знатного рода и благородного происхождения. Она приняла предложение. Хашим устроил пир, пригласив друзей, которые были с ним, всего сорок человек племени курайш. Он позвал также людей из Медины. Так Хашим женился на Сальме и на некоторое время остался в Медине. Затем он отправился дальше в аш-Шам, а Сальма забеременела.
Когда пришло время, Сальва родила красивого мальчика с сединой в голове, которого назвали Шейба. Всякий раз, отправляясь в летний поход в аш-Шам, Хашим заезжал в Медину. Во время своего последнего похода, находясь в Газе, Хашим почувствовал боль. Позвав друзей, он попросил их отвезти свое наследство сыну Шейбе. Хашим умер в Газе, а его друзья отвезли наследство в Медину и передали его Шейбе, который и не подозревал, какую высокую честь уготовила ему судьба. Он будет дедом Посланника Аллаха Мухаммеда.
ИСЛАМ
ШАРИАТ
ССЫЛКИ
 
TopList