Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
ПОХОД В ТАБУК
ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО.
Выходите на бой, налегке ли или обремененные, и делайте джихад
имуществом вашим и жизнью вашей во имя Аллаха. Это лучше для вас, если
бы вы знали.
Если бы была в том немедленная выгода и путь был бы короткий,
несомненно последовали бы они за тобой, но трудный путь показался им слишком
долгим. Тем не менее, они будут клясться Аллахом, говоря: "Если бы смогли
мы, истинно, вышли бы мы с тобой". Губят они души свои; Аллах ведает, что
они лжецы.
(Коран)
1
Узнав о широком распространении ислама на Аравийском полуострове, римский
император Ираклий решил собрать армию для войны с мусульманами. Он боялся,
что новая религия может охватить и его государство. Крупные силы были собраны
в аш-Шаме под римским знаменем, украшенным изображением орла. Общая численность
армии Ираклия составляла 40 тысяч отборных солдат.
Посланнику Аллаха сообщили, что Ираклий собирает войска для похода
против него. Пророк решил выступить в аш-Шам, чтобы там сразиться с неприятелем,
не ожидая, пока он вступит в Аравию. Если Посланнику Аллаха будет нанесено
поражение в его стране, то это будет означать его гибель и гибель всех
мусульман. Стояла очень жаркая погода, и все люди были озабочены сбором
урожая. Всем хотелось быть на своих угодьях в сени своих садов, а предстоящий
поход был тяжелым и дальним, а противник сильным. Поэтому Посланник Аллаха
сообщил всем, что он выступает в Табук для подготовки к войне. До этого
он ничего своим людям не говорил, чтобы противнику не стали известны его
планы.
Для подготовки такого похода были необходимы крупные средства. Поэтому
Посланник призвал богатых мусульман делать пожертвования и брать на содержание
бедных. Осман Ибн Аффан пожертвовал огромную сумму, как никто другой, и
снарядил десять тысяч бойцов. Посланник Аллаха сказал:
- О Боже, будь доволен Османом! А я очень доволен им!
Все свои средства, четыре тысячи дихрамов, внес правдивый Абу Бакр.
Он передал эти деньги Посланнику Аллаха, который спросил его:
- А своей семье ты что-нибудь оставил?
С верой в голосе Абу Бакр ответил:
- Я оставил им Аллаха и Его Посланника!
К Посланнику пришел Омар Ибн ал-Хаттаб и вручил ему половину своих
средств. Посланник спросил его:
- А своей семье ты что-нибудь оставил?
Омар ответил:
- Я оставил им вторую половину.
Мусульмане пожертвовали Посланнику Аллаха много средств на оснащение
армии, готовящейся идти в бой против римлян. Женщины пожертвовали свои
драгоценности и украшения, которые Посланник Аллаха также потратил на подготовку
армии, которая была названа "армией нужды", так как она создавалась в тяжелый
и трудный год.
2
Армия мусульман подготовилась к выходу в поход. К Посланнику Аллаха пришло
семь человек и попросили его дать им транспортных животных.
- У меня ничего нет, - ответил им Посланник Аллаха.
У него не было верблюдов или мулов, чтобы отдать этим людям. Они очень
опечалились, так как хотели сражаться во имя Аллаха, но у них не было вьючных
животных, на которых они могли бы вступить в бой. Они заплакали от досады,
уходя от Посланника. Однако перед самым выходом в поход Пророк нашел им
животных и послал за ними.
Довольные люди уселись на верблюдов и отправились со всеми.
Посланник Аллаха распределил боевые знамена и флаги. Главное знамя
было вручено праведному Абу Бакру. Главный флаг получил Зубайр Ибн ал-Аввам.
Остальные флаги получили ансары. Перед самым выступлением в поход Посланнику
Аллаха сообщили, что некоторые мусульмане собрались в доме одного иудея,
говоря между собой:
- В такую жару нет смысла выступать на войну против римлян.
Аллах ниспослал им следующее изречение:
"Скажи: "Адский огонь гораздо жарче, если они понимают это".
Армия мусульман выдвигалась в пустыне. Стояла страшная жара, обжигающая
лица. Некоторые бойцы отставали и возвращались в Медину, где было много
тенистых мест. Мусульмане говорили Посланнику Аллаха:
- Такой-то отстал.
- Пусть остается. Если в нем благо, то Аллах присоединит его к вам.
- отвечал Посланник Аллаха.
Днем и ночью армия продолжала свой марш в пустыне, пока не закончилась
питьевая вода. Всех охватила невыносимая жажда. Люди были вынуждены резать
верблюдов и пить воду из их желудков. Всеми овладело отчаяние. К Посланнику
Аллаха пришел Абу Бакр и сказал:
- О Посланник Аллаха, Владыка приучил тебя испрашивать у Него добро.
Призови же Аллаха нам на помощь.
Посланник спросил:
- Ты хочешь этого?
- Да! - ответил Абу Бакр.
Посланник начал молиться Аллаху, воздев вверх руки. Не успел он опустить
их, как Аллах ниспослал облако.
Оно пролилось обильным дождем, напоившим людей и давшим им запас необходимой
воды.
Армия совершала ночные переходы, и люди очень устали. Однако никто
не спал, ожидая утренней зари, чтобы приступить к молитве. Биляль сказал
им:
- Поспите, а я разбужу вас.
Люди улеглись и забылись во сне. Сон сморил и Биляля, так что на заре
он их не разбудил. Пробудившись, Посланник Аллаха позвал Биляля и спросил
его:
- Биляль, а что же ты говорил нам?
Оправдываясь, Биляль сказал:
- О Посланник Аллаха! Меня усыпил тот же, что и тебя.
Посланник Аллаха не разгневался на него. Пропустив зарю, он и другие
мусульмане начали молиться. Закончив молитву, они сели на верблюдов и двинулись
в путь дальше. Посланник Аллаха заметил, что люди перешептываются между
собой. Он спросил:
- О чем это вы шепчетесь без меня?
Они ответили:
- О Посланник Аллаха, мы шепчемся о том, что пропустили срок молитвы.
Посланник сказал им:
- Разве я не добрый пример вам? Во сне нет упущения. Упущение делает
тот, кто не молится, ожидая срока следующей молитвы.
3
Армия мусульман прибыла в Табук, но римлян не встретила. Римляне были напуганы
боевым походом мусульман и отвели свои войска, не желая вступать в бой.
Шли дни, которые Посланник Аллаха проводил в Табуке в молитвах, ожидая
появления римской армии. Когда ему стало ясно, что римского нападения уже
не будет, он начал собираться в обратный путь после этого тяжелейшего похода,
когда мусульмане были вынуждены пересечь пустыню.
Посланник Аллаха приказал всем двигаться обратно. Воины оседлали верблюдов
и покинули Табук. По пути собралась группа людей, выдающих себя за мусульман,
но ненавидящих Посланника. Это были самые настоящие лицемеры, которые договорились
сбросить Посланника Аллаха с его верблюдицы, когда они будут проходить
мимо горного прохода на полпути между Табуком и Мединой. Горный проход
был узким мрачным скалистым ущельем, которое заговорщики выбрали специально,
чтобы никто не видел их измены Посланнику и как они сталкивают его в пропасть
с целью убийства.
Аллах сообщил своему Посланнику об этих замыслах. Когда войска достигли
горного прохода, глашатай Посланника возвестил:
- Посланник Аллаха желает один следовать по ущелью без сопровождения.
Все остальные должны идти по долине. Там для вас будет удобнее и просторнее.
Войска двинулись по долине, а Посланник Аллаха поехал по тихому и мрачному
ущелью. С ним оставалось лишь два охранника: один ехал впереди, а другой
сзади. Коварные заговорщики, закутав свои лица, крались сзади. Посланник
Аллаха почувствовал их приближение и окликнул их. В испуге они разбежались,
поняв, что Посланнику Аллаха стал известен их коварный замысел. Затем они
смешались с войсками, которые шли по долине.
После выхода из горного прохода Посланник Аллаха собрал их и рассказал
им о их замысле и заговоре. Они тут же поклялись именем Аллаха, что не
хотели убивать его. Некоторые сподвижники Посланника сказали ему, что их
следует убить. Но Посланник Аллаха сказал:
- Я не хотел бы, чтобы люди говорили, что Мухаммед убивает своих сподвижников.
Аллах ниспослал по этому поводу следующее изречение:
"Клянутся они Аллахом в своих словах, но то, что сказали они, - слово
неверия".
4
Лицемеры построили мечеть рядом с мечетью Куба, которую воздвиг Посланник
Аллаха, как только переселился в Медину. Собираясь в своей мечети, лицемеры
порицали Пророка и насмехались над ним. Они собирались сделать в мечети
склад оружия, а затем отправиться во дворец римского правителя и попросить
у него военной мощи, чтобы изгнать Мухаммеда и его сторонников из Медины.
Во время возвращения из Табука, Посланник проезжал мимо этой мечети.
Лицемеры попросили, чтобы он помолился в ней. И тогда Аллах ниспослал ему
откровение:
"И есть среди лицемеров такие, которые избрали место поклонения, чтобы
причинить вред, и укрепить неверие, и создать раскол среди верующих, и
приготовить место засады для того, кто прежде этого воевал против Аллаха
и Посланника Его. И они несомненно, будут клясться: "Мы ничего не хотели,
кроме добра". Но Аллах свидетель тому, что они - лжецы.
Никогда не становись на молитву в ней. Истинно, мечеть, основанная
с самого первого дня на благочестие, более достойна того, чтобы ты становился
в ней на молитву. В ней, основанной на благочестии, - люди, которые стремятся
к очищению, и Аллах благоволит к тем, которые очищают себя".
Посланник Аллаха призвал некоторых своих сподвижников и приказал им
пойти в эту мечеть, где собирались нечестивцы, и сжечь ее. Сторонники Посланника
пошли и сожгли ее, так как эта мечеть не была мечетью Аллаха. Это бьыл
дом, где лицемеры вынашивали козни и происки против ислама и мусульман.
5
Посланник Аллаха вошел в мединскую мечеть и совершил молитву в два раката.
Затем он начал принимать людей. К нему пришли те, кто отказались выступить
с ним в поход. Они просили прощения и клялись, что у них были уважительные
причины. Посланник Аллаха принимал на слово все их доводы, так как он верил
тому, что говорили люди. Ну, а то, что они скрывали, оставлял для Аллаха.
К Посланнику подошел один из ансаров по имени Кааб Ибн Малик, который
не участвовал в походе в Та-бук. Посланник Аллаха сказал ему:
- Подойди ближе! А тебе что помешало?
Малик не хотел придумывать лживые оправдания, так как был честным человеком
и знал, что Аллах не любит лжецов. Он сказал:
- Ей-богу, нет у меня никаких оправданий. Когда я не пошел в поход,
со мной ничего не случилось. Тогда Посланник Аллаха сказал:
- Это действительно правда. Встань, и пусть Аллах будет тебе судьей.
Затем пришли еще два правдивых человека, которые признались, что не
присоединились к Посланнику в походе без уважительных причин. Посланник
Аллаха повелел всему народу не разговаривать с этими людьми, чтобы Аллах
был им судьей.
Все перестали разговаривать с ними, и они горько рыдали в глубоком
раскаянии. Прошло пятьдесят ночей, и никто не заговаривал с ними. Мир стал
тесен для них, и их муки усилились. В разгар их страданий к ним пришли
люди с поздравлениями. Аллах ниспослал откровение, в котором принял их
покаяние и простил их.