Да, такую картину можно наблюдать в жизни мусульман. Но только ли у них? Разве спектакли с тем же сюжетом не разыгрываются в иной религиозной и культурной среде? Дело совсем не в исламе как таковом. Более надежные источники, нежели случайные наблюдения и развлекательная литература, говорят, что истинное отношение ислама к браку и семье заметно отличается от расхожего образа. Затронем лишь некоторые стороны этой большой темы, памятуя о том, что этика супружеских отношений в исламе непривычна для европейца и удивляет своей противоречивостью. Здесь строгость нравов сочетается с традицией открыто обсуждать подробности супружеской жизни, в том числе и такие, затрагивать которые неловко даже при нашей вседозволенности.ВСЕ ПОРОВНУ, КРОМЕ ЛЮБВИ
ТАК ВЕЛИТ ПРОРОК МУХАММЕДЗнают ли многие из нас, что представляют собой брак и семья у мусульман? - мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что для большинства непосвященных - это нечто причудливое под названием "многоженство" (иногда - гарем), где строго определены роли всех персонажей. Муж - самодовольный сластолюбец, капризный деспот, распоряжающийся своими женами как собственностью, предназначенной лишь удовлетворять его прихоти. Жена - не снимающая чадру забитая затворница, помыкаемая мужем, выданная за него насильно и не имеющая никаких прав. Любви (кроме жены-фаворитки), женского достоинства и справедливости нет, конечно, и в помине.
Прежде всего о том, как женщина выбирает своего спутника жизни. Вопреки привычным представлениям мусульманку нельзя выдать замуж без ее желания. Правда, для заключения брака требуете, как правило, и согласие опекуна. Но если он возражает без достаточных оснований, разрешение на брак может быть получено от судьи. Более того, в исламе типичным является именно брак по любви.
Теперь о многоженстве, вокруг которого сложилось немало предубеждений. Например, такое: многоженство существует в угоду распущенным и любвеобильным мусульманам. На самом деле полигамия в исламе имеет совсем иной смысл: дать женщине больше возможностей иметь свою семью, рожать детей от законного мужа, пользоваться материальной и социальной защитой. С точки зрения ислама, многоженство гуманно и нравственно, поскольку помогает решить проблемы женского одиночества, безотцовщины и проституции. Не случайно шариат так сурово наказывает за прелюбодеяние. Кроме того, в большинстве случаев полигамия возможна лишь при согласии женщины. Как правило, заключение мужем второго брака дает первой жене право на развод. А социальная сторона проблемы проявляется в том, что муж обязан создать достойные условия жизни всем своим женам, обеспечить потребности каждой из них в жилье, пище, одежде, в поддержании здоровья. Понятно, что это доступно не каждому. Поэтому полигамные браки у современных мусульман так редки.
Да, Коран позволяет мусульманину иметь до четырех жен одновременно. Но таким правом он может воспользоваться лишь в том случае, если в состоянии обеспечить справедливое и равное отношение ко всем женам. "А если боитесь, что не будете справедливы, то женитесь на одной", . сказано в Коране. Муж не должен отдавать предпочтение одной жене перед остальными. Пророк Мухаммед говорил: "Если имеющий двух жен склонится к одной из них, не будет справедлив и относиться к ним как к равным, то он явится в День страшного суда скособоченным".
Равное отношение к женам в исламе иногда приобретает причудливые формы. Так, имеющий несколько жен мужчина обязан проводить у каждой из них по очереди ночь и следующий за ней день. Очередь устанавливается по взаимному согласию или по жребию. Причем, распоряжаясь своим правом на общение с мужем, одна жена может уступить очередь другой. Известно, что такие "подарки" не раз получала любимая жена Пророка Аиша. Еще один пример равенства: мужу, отправляющемуся в поездку, рекомендуется выбрать сопровождающую его жену по жребию, ибо так поступал сам Мухаммед.
Предвосхищая интересующий многих вопрос, скажем: равное обхождение с женами не распространяется на супружескую близость. Пророк разъяснял суть справедливости и равенства своим женам: "О боже, я могу поделить поровну только то, чем владею; не упрекайте меня, если я не могу поступить так же по отношению к тому, что дано вам, но не мне". Мусульманская традиция толкует вторую часть этого высказывания как невозможность разделить между женами поровну сердце и любовь. В аналогичном смысле понимаются и слова Корана: "Вы не сможете быть справедливыми между женами, как бы ни старались". Поэтому равенство между женами и даже одинаковое время, проводимое с каждой из них, не означают, что и ложе муж делит с ними поровну. Интимная близость, как и сердечные чувства, - не одежда или пища, которых хватит на четверых. Иначе говоря, поровну все - кроме любви и такой ее составляющей, как плотское наслаждение.
В целом ислам смотрит на интимную жизнь супругов без ханжества и предубеждения, предоставляя право на половую близость обоим супругам. Пророк предостерегал: "Если муж позвал жену к себе в постель, а она отказалась прийти и поэтому он рассердился, то еще до утра ее проклянут ангелы". Но и жена вправе претендовать на плотское удовольствие и требовать его от мужа, если тот избегает ее умышленно. Некоторые мусульманские юристы считают, что муж должен иметь близость с женой не реже одного раза в четыре месяца. В противном случае она получает право на развод.
Шариат допускает любые способы удовлетворения сексуального желания и получения плотского наслаждения наедине. Супругам позволено касаться любых частей тела друг друга, смотреть на что угодно и произносить любые слова во время любовных игр.
Мусульманка - отнюдь не бесправное существо, призванное лишь доставлять телесное удовольствие мужчине. Шариат уважает ее собственные желания, связанные с деторождением. К ним относится и такой допускаемый способ предотвращения беременности, как прерванный половой акт. Самое интересное, что шариат позволяет это только при обязательном согласии жены, поскольку именно ей принадлежит право зачатия. Кстати, в наши дни эта исламская традиция служит основанием для разрешения противозачаточных средств.
Но будем при этом иметь в виду, что жена может пользоваться всеми своими правами и претендовать на обеспечение и внимание со стороны мужа лишь при выполнении своих обязанностей и послушании. В случае необходимости муж вправе поучать и даже наказывать свою жену. К мерам воздействия на строптивую относится и лишение ее телесного удовольствия. "И покидайте их на ложах", - сказано в Коране. Но главным качеством мужа шариат считает не строгость, а доброту и внимание. По словам Пророка, "самый лучший из вас тот, кто с большей добротой, чем другие, относится к своей жене".
Ислам требует от мужа терпеливости и снисхождения по отношению к жене. Мухаммед говорил: "Да не испытает верующий неприязнь к верующей, если ему не по душе одна, черта ее характера, но доставляет радость другая". По шариату, муж должен заботиться о хорошем настроении жены, оказывать ей знаки внимания и радовать подарками. В то же время ему не к лицу ревновать жену, обижать ее подозрениями и следить за каждым ее шагом.
В свою очередь, хорошая жена - та, которая почитает своего мужа, разделяет его радости и огорчения. Пророк признавался: "Если бы я мог приказать кому-либо преклоняться не только перед Аллахом, то я приказал бы женщине поклоняться своему мужу". Но одновременно Пророк изрек: "Мирская жизнь - наслаждение, а самое приятное наслаждение в ней - благонравная женщина".
Итак, ислам видит идеал семейной жизни в гармонии между супругами, заботящимися друг о друге. Именно это имел в виду Мухаммед, когда говорил: "Каждый из вас - пастырь, отвечающий за свою паству; мужчина - пастырь над обитателями своего дома, а жена - пастырь над домом своего мужа и его детьми". При этом шариат советует скрывать от чужих глаз и ушей мир отношений между супругами. Недаром Пророк предсказывал: "В День страшного суда звание самого недостойного достанется доверившемуся своей жене мужу, которому она тоже поведала свои секреты и который затем разгласил ее тайну".
Наверное, в силу этих исламских традиций многие нюансы взаимоотношений супругов остаются для многих тайной, со стороны их не увидишь. Но... Если все же поймать взгляд скромной мусульманки, то в нем удастся прочесть самые разные эмоции, в которых забота о детях соседствует с волнением и трепетным ожиданием: может быть, именно сегодня ее очередь ждать у себя мужа, которого она так любит. Но вот беспокойства о хлебе насущном, крове и одежде в ее глазах вы не уловите. Об этом должна болеть голове у мужа. А впрочем, только Аллаху ведомо, как они ладят между собой. Всю правду мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Ведь в мусульманской семье, повторяю, супруги умеют хранить тайны друг друга.Леонид СЮКИЯЙНЕН,
доктор юридических наук.(Газета "Труд-7" #16, за 29 января 1999 года, стр. 7)
ИСЛАМ ШАРИАТ ССЫЛКИ